Неточные совпадения
Отчаяние его еще усиливалось
сознанием, что он был совершенно одинок со своим горем. Не только в Петербурге у него не было ни одного человека, кому бы он мог высказать всё, что испытывал, кто бы пожалел его не как высшего чиновника, не как члена
общества, но просто как страдающего человека; но и нигде у него не было такого человека.
— Я много читаю, — ответила она и широко улыбнулась, янтарные зрачки разгорелись ярче — Но я с Аристотелем, так же как и с Марксом, — не согласна: давления
общества на разум и бытия на
сознание — не отрицаю, но дух мой — не ограничен, дух — сила не земная, а — космическая, скажем.
Ныне происходит возврат к античному, языческому
сознанию, которое признавало безраздельную власть
общества и государства.
Марксизм в значительной степени хочет быть разоблачением иллюзий
сознания, отражающих экономическое рабство человека и классовую структуру
общества.
На почве такого
сознания невозможно разрешение проблемы отношений человека и
общества.
С этой точки зрения в сущности вся духовная культура прошлого оказывается иллюзией
сознания, отражающей экономическую структуру
общества.
Восстановление смысла слов, правдивого, реального и полновесного употребления слов ведет к тому
сознанию, что
общество наше должно не переодеться, хотя бы в самый радикальный костюм, не покровы переменить, а действительно переродиться, изменить ткань свою.
Субъекту принадлежит примат над
обществом, но
сознание субъекта предполагает первоидеи, первосотворенные Богом, которые не перед субъектом, а за ним, в глубине.
Только новое
сознание в христианстве, только понимание его как религии не только личного, но и социального и космического преображения, т. е. усиление в христианском
сознании мессианства и пророчества, может привести к разрешению мучительной проблемы отношений человека и
общества.
Если что и охраняет
общество даже в наше время и даже самого преступника исправляет и в другого человека перерождает, то это опять-таки единственно лишь закон Христов, сказывающийся в
сознании собственной совести.
Катерина Ивановна сейчас же после тогдашней сцены в суде велела перенести больного и потерявшего
сознание Ивана Федоровича к себе в дом, пренебрегая всяким будущим и неизбежным говором
общества и его осуждением.
С тех пор русское
общество сделало страшные успехи; война вызвала к
сознанию,
сознание — к 14 декабря,
общество внутри раздвоилось — со стороны дворца остается не лучшее; казни и свирепые меры отдалили одних, новый тон отдалил других.
В действительности, метафизически, я более крайний противник коммунизма, чем представители разных течений эмиграции, по состоянию своего
сознания коллективистических, признающих примат коллектива,
общества и государства над личностью.
Старое христианское
сознание всегда колебалось между аскетическим, мировраждебным
сознанием и
сознанием, оправдывающим творчество культуры в этом мире и освящающим формы
общества.
У меня было раннее
сознание того, что мир,
общество, цивилизация основаны на неправде и зле.
Аскетический подвиг в течение двадцати лет затвора не просветляет ума и нравственного
сознания, не вырабатывает подлинно христианского отношения к жизни
общества.
Этот эпизод как-то сразу ввел меня, новичка, в новое
общество на правах его члена. Домой я шел с гордым
сознанием, что я уже настоящий ученик, что меня знает весь класс и из-за меня совершился даже некоторый важный акт общественного правосудия.
Также и буржуазное
общество, ни во что не верящее, боится, что эсхатологическое
сознание может расшатать основы этого буржуазного
общества.
Сомнение в оправданности частной собственности, особенно земельной, сомнение в праве судить и наказывать, обличение зла и неправды всякого государства и власти, покаяние в своем привилегированном положении,
сознание вины перед трудовым народом, отвращение к войне и насилию, мечта о братстве людей — все эти состояния были очень свойственны средней массе русской интеллигенции, они проникли и в высший слой русского
общества, захватили даже часть русского чиновничества.
В Л. Толстом произошло
сознание своей вины в господствующем слое русского
общества.
Социализм и анархизм, декадентство и мистика, разочарование в науке и пустота новейшей философии, небывалое еще ощущение личности и
сознание неизбежности нового
общества, мучительное обострение проблемы пола — все это ведет к какому-то пределу, к таинственному еще разрешению.
Между тем барк уже лежал на боку…» Дальше Бошняк пишет, что, часто находясь в
обществе г-жи Невельской, он с товарищами не слыхал ни одной жалобы или упрека, — напротив, всегда замечалось в ней спокойное и гордое
сознание того горького, но высокого положения, которое предназначило ей провидение.
Отчего же в
обществе столько десятков и сотен лет терпится это бессильное, гнилое, дряхлое явление, давно уже отжившее свой век в
сознании лучшей, истинно, образованной части
общества?
То Арапов ругает на чем свет стоит все существующее, но ругает не так, как ругал иногда Зарницын, по-фатски, и не так, как ругал сам Розанов, с
сознанием какой-то неотразимой необходимости оставаться весь век в пассивной роли, — Арапов ругался яростно, с пеною у рта, с сжатыми кулаками и с искрами неумолимой мести в глазах, наливавшихся кровью; то он ходит по целым дням, понурив голову, и только по временам у него вырываются бессвязные, но грозные слова, за которыми слышатся таинственные планы мировых переворотов; то он начнет расспрашивать Розанова о провинции, о духе народа, о настроении высшего
общества, и расспрашивает придирчиво, до мельчайших подробностей, внимательно вслушиваясь в каждое слово и стараясь всему придать смысл и значение.
— А потом — то, что улучшатся нравы:
общество доведется до
сознания разных его скверностей, с которыми оно прежде спокойно уживалось.
Я мог бы привести здесь примеры изумительнейшей выносливости, но воздерживаюсь от этого, зная, что частные случаи очень мало доказывают. Общее настроение
общества и масс — вот главное, что меня занимает, и это главное свидетельствует вполне убедительно, что мелочи управляют и будут управлять миром до тех пор, пока человеческое
сознание не вступит в свои права и не научится различать терзающие мелочи от баттенберговских.
Все дурное, неправое и безнравственное назревает под влиянием смуты, заставляющей
общество метаться из стороны в сторону без руководящей цели, без всякого
сознания сущности этих беспорядочных метаний.
Чувство
сознания себя членом этого огромного
общества было очень приятно.
В описываемое мною время суд над женщинами проступившимися был среди дворянского сословия гораздо строже, чем ныне: поэтический образ Татьяны, сказавшей Онегину: «Я вас люблю — к чему лукавить? — но я другому отдана и буду век ему верна!», еще жил в
сознании читающего
общества.
Люди эти утверждают, что улучшение жизни человеческой происходит не вследствие внутренних усилий отдельных людей
сознания, уяснения и исповедания истины, а вследствие постепенного изменения общих внешних условий жизни, и что потому силы каждого отдельного человека должны быть направлены не на
сознание и уяснение себе и исповедание истины, а на постепенное изменение в полезном для человечества направлении общих внешних условий жизни, всякое же исповедание отдельным человеком истины, несогласной с существующим порядком, не только не полезно, но вредно, потому что вызывает со стороны власти стеснения, мешающие этим отдельным людям продолжать их полезную для служения
обществу деятельность.
Изведав опытом, под влиянием христианского воздействия, тщету плодов насилия, люди иногда в одном, иногда через несколько поколений утрачивают те пороки, которые возбуждаются страстью к приобретению власти и богатства, и, становясь менее жестокими, не удерживают своего положения и вытесняются из власти другими, менее христианскими, более злыми людьми и возвращаются в низшие по положению, но высшие по нравственности слои
общества, увеличивая собой средний уровень христианского
сознания всех людей.
И действительно, в этом нет ничего неестественного, и способность людей маломыслящих подчиняться указаниям людей, стоящих на высшей степени
сознания, есть всегдашнее свойство людей, то свойство, вследствие которого люди, подчиняясь одним и тем же разумным началам, могут жить
обществами: одни — меньшинство — сознательно подчиняясь одним и тем же разумным началам, вследствие согласия их с требованиями своего разума; другие — большинство — подчиняясь тем же началам бессознательно только потому, что эти требования стали общественным мнением.
Противоречия
сознания и вследствие этого бедственность жизни дошли до последней степени, дальше которой идти некуда. Жизнь, построенная на началах насилия, дошла до отрицания тех самых основ, во имя которых она была учреждена. Устройство
общества на началах насилия, имевшее целью обеспечение блага личного, семейного и общественного, привело людей к полному отрицанию и уничтожению этих благ.
Люди эти проповедуют, что улучшение жизни, приведение действительности в согласие с
сознанием произойдет не вследствие личных усилий отдельных людей, а само собой, вследствие известного, кем-то произведенного насильственного переустройства
общества.
«Но, — скажут на это, — всегда во всех
обществах большинство людей: все дети, все поглощаемые трудом детоношения, рождения и кормления женщины, все огромные массы рабочего народа, поставленные в необходимость напряженной и неустанной физической работы, все от природы слабые духом, все люди ненормальные, с ослабленной духовной деятельностью вследствие отравления никотином, алкоголем и опиумом или других причин, — все эти люди всегда находятся в том положении, что, не имея возможности мыслить самостоятельно, подчиняются или тем людям, которые стоят на более высокой степени разумного
сознания, или преданиям семейным или государственным, тому, что называется общественным мнением, и в этом подчинении нет ничего неестественного и противоречивого».
В действительной жизни пробуждающегося
общества мы видели лишь намеки на решение наших вопросов, в литературе — слабое повторение этих намеков; но в «Грозе» составлено из них целое, уже с довольно ясными очертаниями; здесь является перед нами лицо, взятое прямо из жизни, но выясненное в
сознании художника и поставленное в такие положения, которые дают ему обнаружиться полнее и решительнее, нежели как бывает в большинстве случаев обыкновенной жизни.
— Нет, она это в полном
сознании говорила. И потом: любить женщин — что такое это за высокое качество? Конечно, все люди, большие и малые, начиная с идиота до гения первой величины, живут под влиянием двух главнейших инстинктов: это сохранение своей особы и сохранение своего рода, — из последнего чувства и вытекает любовь со всеми ее поэтическими подробностями. Но сохранить свой род — не все еще для человека: он обязан заботиться о целом
обществе и даже будто бы о всем человечестве.
По-видимому, такая всеобщая готовность должна бы произвести в
обществе суматоху и толкотню. Однако ж ничего подобного не усматривается. Везде порядки, везде твердое
сознание, что толкаться не велено. Но прикажите — и мы изумим мир дерзостными поступками.
Появление его было бы невозможно, если бы хотя в некоторой части
общества не созрело
сознания о том, как ничтожны все эти quasi-талантливые натуры, которыми прежде восхищались.
Он выше окружающего его светского
общества настолько, что дошел до
сознания его пустоты; он может даже оставить свет и переехать в деревню; но только и там скучает, не зная, какое найти себе дело…
В
сознании своем и по совести он называл высшими все «причины», над которыми (к удивлению своему) никак не мог про себя засмеяться, — чего до сих пор еще не бывало, — про себя, разумеется; о, в
обществе дело другое!
Если литература идет не впереди общественного
сознания, если она во всех своих рассуждениях бредет уже по проложенным тропинкам, говорит о факте только после его совершения и едва решается намекать даже на те будущие явления, которых осуществление уже очень близко; если возбуждение вопросов совершается не в литературе, а в
обществе, и даже возбужденные в
обществе вопросы не непосредственно переходят в литературу, а уже долго спустя после их проявления в административной деятельности; если все это так, то напрасны уверения в том, будто бы литература наша стала серьезнее и самостоятельнее.
Меня возмущает
сознание, что в
обществе этих людей, отшлифованных и вылощенных вековой привычкой к роскоши и утонченному этикету, «я», именно «я», а не кто другой, буду смешон, дик, даже неприятен моей манерой есть и жестикулировать, моими выражениями и наружностью, может быть, вкусами и знакомствами…
Он был всегда скромен и даже застенчив в
обществе; но застенчивость эта происходила только от непривычки к новым людям и отчасти от скромного
сознания, что он сам ничем не может интересовать других.
Итак, мы можем сказать смело, что если уже г. Тургенев, тронул какой-нибудь вопрос в своей повести, если он изобразил какую-нибудь новую сторону общественных отношений, — это служит ручательством за то, что вопрос этот действительно подымается или скоро подымется в
сознании образованного
общества, что эта новая сторона жизни начинает выдаваться и скоро выкажется резко и ярко пред глазами всех.
Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное
сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать
общество.
Скажем только, что этому чутью автора к живым струнам
общества, этому уменью тотчас отозваться на всякую благородную мысль и честное чувство, только что еще начинающее проникать в
сознание лучших людей, мы приписываем значительную долю того успеха, которым постоянно пользовался г. Тургенев в русской публике.
Известное положение дел создает в
обществе потребность, потребность эта сознается, вслед за общим
сознанием ее должна явиться фактическая перемена в пользу удовлетворения сознанной всеми потребности.
Во всем нашем
обществе заметно теперь только еще пробудившееся желание приняться за настоящее дело,
сознание пошлости разных красивых игрушек, возвышенных рассуждений и неподвижных форм, которыми мы так долго себя тешили и дурачили.
Сознание [великой роли народных масс в экономии человеческих
обществ] едва начинается у нас, и рядом с этим смутным
сознанием появляются серьезные, искренне и с любовью сделанные наблюдения народного быта и характера.